Российским компаниям нужно брать пример с латвийских

04.11.2011
В последние дни цены на крупных латвийских заправках радуют взор латвийских автовладельцев. Стоимость горючего без всяких видимых на то причин вчера упала до 55-56 сантимов. По мнению экспертов, в стране вновь разразились бензиновые войны. Большие сети продают продукцию фактически по оптовым ценам, пытаясь удушить малых конкурентов, не имеющих аналогичных возможностей для финансовых маневров. С конца декабря топливо в Латвии не намного, но постоянно дорожало. Однако в начале февраля рынок залихорадило, и стоимость горючего стала то увеличиваться, то уменьшаться.

Причем цифры на табло менялись по нескольку раз на дню! Вчера утром литр 95-го бензина Statoil на своих заправках продавал по 56,3 сантима (у Neste - по 55,2 сантима), а солярки - по 56,7 сантима (Neste - по 55,6 сантима). А еще в пятницу цены переваливали за 60 сантимов (1 евро равен 0,7 лата). Но то, что любо водителю, для продавца - смерть. Вчера председатель правления Латвийской ассоциации торговцев топливом Ояр Карчевскис выступил с очень пессимистическим прогнозом развития отрасли. По его словам, наблюдающаяся сейчас картина на рынке ненормальна. А именно, крупные розничные сети реализуют продукцию фактически по закупочным ценам. К примеру, в понедельник Торговый дом Mažeiķu nafta оптом отпускал 95-й бензин по 53,5 сантима, а дизтопливо - по 54,5 сантима. Для того же, чтобы АЗС не работали себе в убыток, они должны устанавливать наценку в размере минимум 5 сантимов за литр. Однако Neste и Statoil так не поступают. Как считают специалисты, дело тут вовсе не в заботе о кошельке потребителей. Иностранные сети намеренно сбивают цены, задействуя для этого мощные финансовые возможности своих материнских предприятий. Демпинг приводит к тому, что конкуренты вынуждены снижать стоимость горючего и работать себе в убыток. Как следствие, владельцы небольших отечественных фирм либо разорятся, либо будут вынуждены продать свой бизнес. Кстати, предложения от потенциальных покупателей в последнее время поступают с завидной регулярностью. Результатом выдавливания соперников станет окончательный захват зарубежными концернами латвийского рынка и как итог - рост цен на топливо. Об этом пишет "Бизнес&Балтия".