Рецепт дешевого бензина - плавающие акцизы. Только вот сработает ли?

15.07.2012
Минэнерго и ФАС завершена разработка законопроекта, предусматривающего введение в России плавающих акцизов на топливо. Разработчики ведомств предлагают такой вариант: ставки акцизов будут колебаться для бензина на 0,7 рубля и дизтоплива 0,77 рубля за тонну в зависимости от мировых цен на нефть и прогнозных значений Минэкономразвития. Если бы такие ставки действовали сейчас, то бензин АИ-92 стоил бы на 1,5 рубля дешевле.

Проект Федерального закона, предусматривающий введение плавающих ставок акцизов, отправлен Минэнерго в профильные ведомства на рассмотрение. По проекту ФЗ в ст.193 Налогового кодекса добавляется пятый пункт, который привяжет размер акциза к формуле с двумя переменными.

Первая - цена Urals (средиземноморская и роттердамская котировка), которая сложилась за период мониторинга, переведенная в рубли по курсу Центробанка. Период мониторинга определен в месяц: с 15-го числа каждого месяца по 14-е число следующего. Вторая - та же цена Urals, но прогнозная (прогноз Минэкономразвития), переведенная в рубли по среднему курсу Центробанка, который учитывается при формировании федерального бюджета. Если первое значение превышает второе, то на каждый рубль превышения ставка акциза будет уменьшаться на 70 копеек для бензина, а для дизтоплива - на 77 копеек. Если соотношение будет обратным, ставки подрастут на те же значения. При этом абсолютное значение разницы действующих ставок акцизов (они указаны в п.1 ст.193 НК) и ставок, которые рассчитываются согласно новому пункту статьи, не должно превышать размер ставок акциза, соответствующего топливу пятого класса.

Напомним, что идею введения плавающих ставок акцизов ФАС озвучивала еще год назад. Служба предлагала уменьшать налоговую нагрузку для потребителей автомобильного топлива при росте мировой цены на нефть свыше 90 долл США за баррель за счет снижения размера ставок акцизов. Также обсуждался отказ от дальнейшего повышения ставок, "ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9".

Но в ноябре 2011 года был подписан закон, который повысил ставки акцизов: в этом году дважды (с 1 января и 1 июля), затем в январе 2013 и январе 2014 года. Средства от акцизов на топливо поступают в дорожные фонды. В феврале 2012 на правительственной комиссии по ТЭК вице-премьер И.Сечин поручил чиновникам вновь вернуться к плавающим акцизам и подумать об отказе от ступенчатой ежегодной индексации ставок акцизов "при достижении плановых показателей утвержденного бюджета дорожного фонда на следующий год его работы".

В Минэнерго заявили, что по их расчетам поправки в Налоговый кодекс будут приняты до июля 2012. Они уже направлены на согласование в профильные ведомства. Однако против их принятия пока выступают Минфин и Минэкономразвития. При цене Urals 120 долл США за баррель акциз должен снизиться примерно на 32 коп с литра бензина или на 5-6% для бензина третьего класса и на 35 коп с литра дизеля. При цене 80 долл. США акцизы увеличатся на те же значения. Если средняя цена АИ-92 сейчас составляет 26,44 рубля за литр, то за счет снижения акциза она должна уменьшиться до 24,85 рубля. Но если нефтяники оставят цены на АЗС на прежних уровнях, рост рентабельности розничного бизнеса составит примерно 10%.