Как мазут по Волге ходит

01.06.2012
Необычно раннее открытие пароходством ?Волготанкер? большой навигации 2002 года на Волге в большей степени связано с новой схемой транспортировки топочного мазута из порта Туркменбаши (бывший Красноводск) в порт Кавказ (Керченский пролив). В течение марта морскими танкерами удалось перебросить из Южного Каспия в Астрахань для последующей перевалки вверх по Волге более 114 тысяч тонн топлива. Ранее действовавшая схема перевозок грузов на линии Туркменбаши-Астрахань-Керченский пролив, как показал анализ грузопотоков, использовалась недостаточно эффективно. Рейсооборот составлял порядка 20 дней.

В порту погрузки груз подавался крайне неритмично, танкеры подолгу простаивали. Суда ?Волготанкера?, транзитом следующие через мелководный Волго-Донской судоходный канал, как правило, вынуждены недогружаться на 10 процентов. Ситуацию осложняли суда конкурирующих фирм, в основном, азербайджанских, которые либо ставились под погрузку вне очереди, либо вклинивались между российскими судами, если последние по каким-то причинам задерживались в пути. Таким образом, возникающие еще в порту разрывы караванов речных танкеров негативно отражались на эффективности работы морских танкеров-отвозчиков, ожидающих груз в порту Кавказ. По новой схеме еще за месяц до открытия навигации на реке суда ?Волготанкера?, как действовавшие в межнавигационный период на Каспии, так и находившиеся на зимнем отстое в Астрахани, доставляли сюда мазут из Туркменбаши. Далее груз перекачивался мощностями одного из предприятий ?Волготанкера? ЗАО ?Юг-Танкер? на баржи, где и находился на хранении. Собственные причалы этого предприятия, оснащенные боновыми заграждениями, зачистными станциями, позволяют, помимо зачистки, осуществлять подогрев и перевалку мазута в соответствии с жесткими требованиями экологов, поскольку ?Юг-Танкер? по своему статусу является природоохранной структурой. Накануне открытия шлюзов Волго-Донского канала мазутом загружались речные танкеры и далее компактно, неразорванным караваном следовали из Астрахани до порта назначения. Преимущества новой схемы очевидны: за счет более полной загрузки увеличилась провозная способность флота ?Волготанкера? на линии Туркменбаши-Астрахань. Использование на этом ?плече? только крупнотоннажных танкеров позволило освободить менее грузоподъемные нефтерудовозы для перевозки генеральных грузов из Астрахани и Махачкалы на порты Ирана. Наконец, сократились простои танкеров-отвозчиков в Керченском проливе, в чем крайне были заинтересованы клиенты ?Волготанкера?. Новая схема сработала успешно: большая часть грузов уже отправлена из Астрахани в порт Кавказ. Часть судов, задействованных на этом направлении, занимает штатные места в летнем навигационном расписании.