Япония — Китай: перетягивание трубопровода

22.07.2012
Одна ветка должна быть ориентирована на китайский нефтяной рынок, другая - на японский. Правительство склоняется к тому, чтобы отдать предпочтение китайскому направлению. Но такое решение правительства поставит под угрозу проект трубопровода Ангарск-Находка, направленного на Японию. Японская сторона уже сейчас заявляет, что ей это не будет выгодно. Сегодня Россию покидает японская правительственная делегация, которая, по неофициальной версии, пыталась продолжить переговоры по поставкам российской нефти. Российское правительство на заседании 13 марта намерено рассмотреть проекты строительства нефтяных трубопроводов Восточного направления и определить даты реализации этих проектов.

27 февраля заместитель министра энергетики Владимир Станев сообщил, что Минэнерго представит кабинету министров два варианта строительства трубопровода из Ангарска до Находки с ответвлением в Китай (см. карту). Но крупнейший конкурент Китая на восточном нефтяном рынке - Япония не намерена отдавать первенство в импорте этого сырья. Дело в том, что до недавних пор Япония говорила о намерении финансировать строительство нефтепровода из Ангарска в Находку, но без захода в Китай. По некоторым данным, японское правительство проведет ближайшие две недели до заседания правительства в переговорах с премьер-министром Михаилом Касьяновым, а также профильными российскими министерствами и ведомствами. Владимир Станев на заседании "круглого стола" Совета федерации "Перспективы развития трубопроводного транспорта в России" сообщил, что предусмотренная специалистами министерства проектная мощность трубопровода до Находки составляет до 90 млн тонн нефти в год, а китайское направление - до 50 млн тонн. Этот объем пока представляется нереальным для российских нефтяников. Г-н Станев сообщил, что специалисты министерства рассматривали два альтернативных проекта прокладки трубопровода, призванного обеспечить экспорт на энергоемкие и платежеспособные топливные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Один предполагал маршрут Ангарск-Находка, другой - Ангарск-Дацин. Минэнерго намерено предложить правительству объединить эти два маршрута. Стоимость этого трубопровода должна составить приблизительно $5,2 млрд. Осуществление проекта, по словам Станева, необходимо поручить "настоящим профессионалам" - государственной компании "Транснефть". Вице-президент "Транснефти" Сергей Тер-Саркисянц, в свою очередь, заявил, что дальневосточные трубопроводные проекты по программе компании следуют сразу же за первостепенным усовершенствованием Балтийской трубопроводной системы (БТС). По проекту Минэнерго Ангарск-Находка должен быть начат уже к середине 2004 года, а завершен в 2008-м. Г-н Тер-Саркисянц сообщил, что "Транснефть" вместе со своим главным акционером - государством уже решила, что Россия сначала должна обеспечить нефтью Китай и только после этого, "по экономической необходимости", - Японию. Японию российский вариант скорее всего не устроит. Еще во время январской встречи российского президента Владимира Путина и японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми японская сторона выражала готовность заплатить за проект Ангарск-Находка больше - $6 млрд. Пока никто не опровергает это предложение, но у японцев остается крайне мало времени на переговоры с Россией. Сегодня Москву покидает японская делегация, состоявшая из представителей японских газовых и нефтяных компаний ("Осака газ", JFE Holding, Nikki Corporation) и японского Министерства экономики, торговли и промышленности. Покидает, как говорят сами японцы, "с чувством глубокого удовлетворения" - они представляли российским предпринимателям ("ЛУКОЙЛу", ТНК и "Газпрому") и чиновникам (Минэнерго и Минэкономразвития) свое видение новых технологий переработки газа. Пока эти технологии существуют лишь на бумаге. И раньше 2006 года их вряд ли внедрят - даже сами японцы пока с трудом представляют, как снизить стоимость заводов, которые будут перерабатывать газ. "Но мы уверены, что и в России они пригодятся", - говорит директор агентства природных ресурсов и энергии Минэкономики Японии Симода Хитоси. Об основных интересах Японии - российских нефти и газе - делегация предпочла не распространяться. Хотя скорее всего именно эти вопросы в первую очередь на протяжении нескольких дней они обсуждали с главами российских нефтяных компаний и чиновниками из министерств и ведомств, сообщает газета "Финансовые Известия"