Акцизы на бензин: вопрос ребром

18.07.2012
Вопрос об акцизах на бензин может стать одним из самых острых при рассмотрении бюджета-2004 в парламенте. Раньше акцизы платили нефтеперерабатывающие заводы, причем исключительно в федеральный бюджет. Но в этом году их переложили на торговцев бензином и большую их часть передали в бюджеты регионов, предполагая, что на эти деньги они будут строить дороги, пишет "Русский Курьер". Логика была простая: где больше автомобилей, там и бензина продается больше, следовательно, и акцизов региональный бюджет сможет собрать больше. Но действительность опровергла расчеты Минфина. Ведь нефтяные компании часто регистрируются совсем не в тех субъектах Федерации, где держат АЗС.

И получается, что в Мордовии, например, собирают очень много акцизов, хотя там не так уж много автозаправочных станций - зато там зарегистрировано несколько дочерних структур ЮКОСА. А половина регионов ропщет. Некоторые даже требуют вернуться к прежней системе. Своим взглядом на проблему бензиновых акцизов поделился председатель Временной комиссии Совета Федерации по налоговой политике сенатор Олег Чиркунов: "Почему беспокоятся те, кто акцизов не получает - понятно. Но те, кто их получает - а это 48 регионов - тоже беспокоятся. Потому, что Министерство финансов выходит сейчас с новым предложением по перераспределению денег через бюджет. Оно говорит : соберем деньги в федеральный бюджет, а потом начнем их делить между регионами - видимо, пропорционально протяженности автомобильных дорог, численности автотранспортных средств и так далее. Это неработающий, опасный и непонятный механизм. Есть опасения, что после прошлогоднего непроработанного решения будет быстро подготовлено новое, еще мене обдуманное. Скорее всего, так и будет. Мы сейчас пытаемся зафиксировать позиции значимых экономических министерств. Чтобы они сформулировали, в чем экономический смысл акциза? Если мы будем видеть его экономический смыл, то будем в состоянии выработать и дальнейшие шаги. Есть риск, что Минфином будут подготовлены поправки к бюджету, позволяющие в следующем году перераспределять акцизы, которые собираются на территориях. Я думаю, что так и произойдет , потому что это намерение было озвучено Минфином на одном из заседаний комитета по бюджету Госдумы, хотя официально такие поправки еще не внесены. Сейчас проблема не в том, что налогоплательщики уходят из-под налогообложения, а в том, что налогоплательщики платят не там, где бензин потребляется. Министерство финансов говорит, что акцизы на бензин - это сложно администрируемый налог. Но это не правда! Хотя бы потому, что администрировать, скажем, подоходный налог, по которому существует миллионы плательщиков, несомненно, сложнее. Мы знаем, какое число людей получают сегодня заработную плату " в конвертах". А администрировать нефтепродукты, отследить их прохождение от трех десятков заводов - задача не сложная. В данном случае можно ввести механизм лицензирования оптовой и розничной торговли, который в этом году был отменен. Я считаю, что год назад было сделано великое дело - был отменен оборотный налог. И вместо него был введен один из немногих налогов, который имеет хоть какой-то экономический смысл. Это налог, который функционирует по схеме: пользуешься автодорогой, тратишь бензин - плати за дорогу. И теоретически, все дороги должны содержаться и строиться именно за счет таких налогов с пользователей . Но из-за того, что правительство не предложило адекватный механизм администрирования этого налога, вся экономическая идея поставлена под удар. Если мы сейчас откатимся назад и опять начнем его перераспределять через бюджет, то экономический смысл вообще потеряется. Я не вижу проблемы с администрированием, было бы у правительства желание это администрирование осуществить. Внутри правительства есть масса предложений. МНС предлагает что-то вроде вмененного налога на потребление нефтепродуктов, который платит каждая заправка. Есть предложение передать сбор этого налога - как это ни страшно звучит - субъектам Федерации. И пусть регионы сами заботятся о том, как им с бензозаправок его собрать. Наладить администрирование акцизов на нефтепродукты во много раз легче, чем любого другого налога. Есть тысяча и один вариант - нет политической воли, нет желания принять это решение".