«Москве» — 100 тысяч!

05.06.2012
Как сообщает web-журнал "Нефть России", в Кольский залив вошел танкер-стотысячник "Москва", и началась его загрузка нефтью, которую доставляют из порта Витино танкера усиленного ледового класса "Георгий Кононович", "Калининград", "Усинск" и "Магас". Всего им предстоит сделать шесть рейсов. Оператором данной операции и перевозчиком нефти из порта Витино является Мурманское морское пароходство. Нефть, поставляемая НК "ЮКОС", будет отправлена на экспорт в Европу. Всего планируется ежемесячно отгружать на танкеры-челноки из порта Витино не менее 300 тыс. тонн нефти и из Архангельского порта около 150 тыс.

тонн. Для ледокольного обеспечения транспортировки нефти через Белое море в зимних условиях будет привлечен дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын", а в случае необходимости и один из атомных ледоколов. Напомним, первая операция по загрузке нефтью танкера ?Moscow River? водоизмещением более 122 тыс. тонн была начата 4 октября. Через семь суток операция была завершена, и ?Moscow River? ушел с грузом нефти на Роттердам. Уже спустя сутки его место в Кольском заливе занял однотипный танкер ?Московский университет?, через полмесяца - ?Москва?. Всего за осенне-зимний период из Мурманска морем уйдет на экспорт более 600 тыс. тонн нефти. Проведение этих операций практически подтвердили эффективность транспортировки нефти северным маршрутом, продемонстрировали возможности глубоководного Мурманского порта и прилегающих акваторий, созданные здесь благоприятные условия для грузовладельцев, а также профессионализм специалистов всех тех структур. Генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев отметил, что использование акватории Мурманского порта для проведения подобных операций было делом времени. Пока потребности грузоотправителей удовлетворяли нефтеналивные терминалы Балтики и Черного моря, вопрос об использовании возможностей Кольского залива не стоял. Но времена изменились, появились компании, заинтересованные в отправке нефти на экспорт по кратчайшим маршрутам, в том числе и в США, и тогда вспомнили о глубоководном Кольском заливе, который может принимать танкеры дедвейтом в 300-400 тыс. тонн. Расчеты показали выгодность данного маршрута. Грузоотправителей привлекли и выгодные стивидорские условия, предложенные Мурманским пароходством. Если говорить о перспективах развития нефтеналивных перевозок, то специалисты считают, что в Кольском заливе будет перегружаться и нефть, вывозимая с Тимано-Печоры. Ее объемы в 2003 году составят 1 млн тонн, а к 2005 году возрастут до 5 млн тонн. В целом рейдовый вариант перегрузки нефти позволит обрабатывать грузопоток нефти объемом 7-8 млн тонн. А для отгрузки в возможной перспективе 30-50 млн тонн придется строить нефтеперегрузочный терминал. Сейчас разработкой транспортной концепции вывоза нефти на экспорт через Кольский залив занимаются научно-исследовательские институты. Она требует тщательной проработки всех вопросов с участием нефтяных компаний, инвесторов, предприятий транспортного комплекса и предполагает создание в регионе крупного специализированного нефтеперегрузочного терминала или порта, а также нефтеперерабатывающего завода и сопутствующей инфраструктуры.