«Идеологически чистая» нефть

17.06.2012
Во вторник министр экономического развития и торговли Герман Греф вылетает в Хьюстон, где 1-2 октября состоится российско-американский деловой энергетический саммит. Встреча руководителей более сотни нефтяных и газовых компаний может стать поворотным моментом в сотрудничестве между странами. Крупнейший импортер нефти - США, пытаясь снизить зависимость от политически неблагонадежных государств Ближнего Востока, готовы покупать нефть у России и инвестировать в создание необходимой инфраструктуры. Высокопоставленный источник в делегации признался "Известиям", что, даже если такая инфраструктура будет создана, наши компании смогут заполнить рынок США "идеологически чистым" топливом не более чем на 10%. Американские нефтяные компании давно и активно участвуют в освоении нефтегазовых месторождений на Сахалине и в Западной Сибири на условиях соглашения о разделе продукции, но вопрос о поставках российской нефти в США не обсуждался даже в теоретической плоскости из-за проблем с транспортировкой. Ситуация изменилась после 11 сентября, когда Вашингтон с ужасом обнаружил, что энергетическая безопасность Штатов, импортирующих 60% потребляемой нефти, зависит от арабских стран, обвиненных администрацией Буша в поддержке терроризма.

В Белом доме и сенате заговорили о необходимости диверсифицировать поставки нефти и найти нового политически благонадежного экспортера. "Поставки нефти из России не помогут США кардинально снизить энергетическую зависимость от арабских стран, - сказал "Известиям" представитель делегации. - "Максимум, что мы можем предложить, - 90 млн тонн нефти ежегодно, при потребности страны в 900 млн тонн. Но и это будет прорывом - нашим нефтяникам нужны новые рынки". Впервые о заинтересованности в российский нефти американцы сообщили во время визита в Вашингтон премьера Михаила Касьянова в феврале. Уже в июле в порту Хьюстон представители Министерства энергетики и конгресса США встречали танкер с 2 млн баррелей новороссийской нефти-сырца. Первую в истории взаимоотношений Москвы и Вашингтона пробную поставку нефти осуществила компания "ЮКОС". Танкерам ( всего их было отправлено два) пришлось преодолеть долгий и дорогостоящий путь: через Черное, Эгейское и Средиземное моря, Атлантический океан. Одной из центральных тем саммита станет строительство нефтяного терминала в Мурманске, который должен открыть российским нефтяникам прямой выход на самый надежный и платежеспособный рынок. Суть проекта - его представит президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун - заключается в строительстве к 2005 году крупного перевалочного узла в Кольском заливе, который сможет обслуживать танкеры грузоподъемностью до 300 тыс. тонн. В Мурманск нефть предполагается доставлять ледостойкими танкерами из Тимано-Печоры . "Себестоимость добычи нефти в Западной Сибири - $6-8 за баррель против $2 в Саудовской Аравии. Но географически Россия гораздо ближе, чем государства Ближнего Востока, и прямая транспортировка нефти из Мурманского порта будет стоить в полтора-два раза дешевле, - сказал "Известиям" представитель Минэкономразвития. Стоимость проекта оценивается в $2 млрд. Не исключено, что часть средств будет предоставлена американскими инвесторами. Однако, как говорят в российской делегации, наши нефтяные компании сами найдут деньги, если у них появится "гарантированный богатый